Previous Entry Share Next Entry
Театральные заметки "Судьба человека"
tomila02
На этой неделе дочь пригласили в театр Горького на спектакль "Судьба человека" по одноименному рассказу Шолохова. Так как театр находится далеко от дома и я её отвозила, то тоже попала на спектакль. Сейчас это произведение школьники проходят в 8-м классе и спектакль рассчитан в основном на эту зрительскую аудиторию, и, уже традиционно, школы организуют для восьмиклассников поход в театр. Сын смотрел его 2 или 3 раза. Дочке же до 8-го класса пока далеко. Тем не менее в зале присутствовали не только учителя и школьники. Так, с нами в ложе сидела молодая беременная женщина с мужем.
Думаю, все читали рассказ и пересказывать сюжет нет необходимости. Вся сценическая версия рассказа умещается в одном акте. Действие начинается   медленно, не спеша. У переправы автор ждёт паром и с ним заговаривает подошедший незнакомец с маленьким мальчиком. Мальчик играется у реки, а Соколов рассказывает свою жизнь и действие развивается всё динамичнее, декорации сменяются мгновенно.
Вот он прощается с женой и обиженно отталкивает её: "Что ж ты меня заживо хоронишь!" Мгновенная смена декораций и он уже на фронте, везет снаряды на передовую. Взрыв, контузия, плен, немцы... Он с другими пленными заперт в храме. Пленный врач вправляет ему руку, погибает верующий и негодяй Крыжнев обещает выдать своего взводного. Расправа с предателем, утренний расстрел евреев и первый побег. Немцы ловят его с собаками и собачий лай доносится из-за кулис. И вдруг на сцену выскакивает немецкая овчарка с немцем, ведущим её на поводке. Это она заливалась лаем за кулисами! Потом овчарка появляется ещё в одной сцене, в концлагере. Надо сказать, что как и все задействованные в спектакле актёры, собака играет великолепно! Сказала все положенные ей по роли слова, вовремя вступая и замолкая, злобно кидалась на заключенных и лишь высказав все свои слова она взглянула на немца и вильнула хвостом всем своим видом спрашивая: "Я же справилась? Я молодец?" Но даже это смотрелось органично, злобная псина готова порвать пленных русских, но ласково ластится к своему хозяину-немцу.
Изначально театр имени Горького проектировался так, чтобы в спектаклях о революции на сцену могла выехать конница, и не затоптать при этом остальных артистов. Но после Великой Отечественной войны при реставрации сцена была уменьшена и до этого спектакля в театре Горького я участия животных не видела. Сын тоже не смог припомнить, чтобы даже в "Судьбе человека" играла овчарка. Предполагаю, это недавнее новаторство.
Недавно на одном из форумов в обсуждении дневника школьницы, датированного довоенным 1938 годом я прочла комментарий о том, что дневник об отношении девочек и мальчиков, о разговорах и где же знаменитое советское воспитание и стремление стать героями?
Когда я смотрела "Судьбу человека", я очень ясно почувствовала, что у Соколова тоже не было мечты стать героем. О чём он мечтал? О семье, о жене и детях. О том, чтобы выжить и вернуться к ним. Считал ли он себя героем, сбежав из плена и прихватив немецкого майора с важными сведениями? Нет, не считал. Считал ли он себя героем после войны? Нет, не считал. Как и не считал себя героем усыновив осиротевшего мальчишку.
Мечты о геройстве более присущи уже нашему поколению, рождённому в мирное время и знавшему о войне лишь по книгам и фильмам. Не заставшим послевоенной разрухи.
Поколение наших детей уже не мечтает о подвигах. Они видят войну гораздо ближе, чем её видели мы в своём детстве. И лучше нас тогдашних понимают, что подвиг - не может быть целью или мечтой. Что чаще всего это необходимость, вызванная обстоятельствами, чтобы выжить либо самому, либо друзьям, близким и не очень близким...
И "Судьба человека" как нельзя точно говорит об этом.
Я ни слова не написала об актёрах и их игре. Но когда спектакль завершился, заполненный подростками зал аплодировал стоя. И ни один ребёнок не рванул в гардероб, чтобы одеться без очереди. И это говорит об актёрской игре намного лучше, чем могла бы рассказать я...

?

Log in

No account? Create an account