Previous Entry Share Next Entry
"Гамлет"
tomila02
Самый ошеломляющий спектакль из всех, что я видела за свою жизнь, - это постановка Ростовского молодёжного театра по трагедии Шекспира «Гамлет».
Если пытаться подыскать слова, чтобы описать впечатления, то в первую очередь приходит на ум: бесподобный, неожиданный, обескураживающий. Головокружительный в буквальном смысле – часть зрителей настолько потеряли ориентацию в пространстве, что пытались понять во время спектакля, где же они сейчас находятся – на минус пятом этаже? Хотя ниже подвала мы не спускались, люди считали, что мы уже ушли глубоко в катакомбы под театром)))
Его, к сожалению, не смогут посмотреть инвалиды с заболеванием опорно-двигательной системы. При его просмотре не получится удобно расположиться в кресле и вздремнуть, сопровождая жену-театралку. Не получится и спрятаться в буфете и расслабиться после трудового дня.
Если вы решили пойти на «Гамлета», забудьте о вечернем платье и высоких каблуках - платье никто не заметит, а каблуки затруднят ваше передвижение.
Его премьера состоялась 3 февраля 1995 года, и лет 15 назад я уже видела эту постановку. Тогда «Гамлет» стал сенсацией. Билеты на него раскупались за полгода вперёд. Зрители приезжали и прилетали из других городов, потому что эта постановка возможна только в Ростове, ведь не повезёшь же на гастроли здание театра! Но и сейчас, спустя 20 лет после премьеры, билеты расхватываются в первые же два дня после их поступления в кассу театра.
Я была на «Гамлете» году так девяносто шестом – девяносто седьмом, и с удовольствием побывала вновь, уже со своими детьми.
Не знаю, может быть память сыграла со мной злую шутку, но я помню своё потрясение в конце спектакля, когда вдруг раздвинулся занавес, и оказалось, что мы находимся на сцене театра и поражённые, сошли в зал и пошли на выход.
В этот раз спектакль завершился совсем в другом месте театра… Да и начинался он несколько по другому, что даже для меня, уже смотревшей, стало опять неожиданностью. Что же говорить о тех, кто видит спектакль впервые!
В постановке прекрасно всё – игра актёров, расстановка декораций, освещение, реакция зрителей.
Только на этом спектакле, во время действия в зале стоит абсолютная тишина, никто не переговаривается, не шуршит обёртками, зрители внимательно вслушиваются в речь актёров и слышно всё, даже если артисты говорят намеренно тихо. Если у кого-то забурчало в животе, этот звук тоже был слышен каждому в зале.
Если, как гласит поговорка, театр начинается с вешалки, то «Гамлет» начинается ещё в фойе.
В прошлом веке, в том «Гамлете», перед началом спектакля в гардеробе нам выдали черные плащи или накидки, скрывавшие нашу одежду. Затем зрителей вновь пригласили в фойе театра, где играл ансамбль средневековой музыки «Консорт Ренессанс» под руководством Андрея Яровова, и ведущий предложил зрителям разучить несколько па старинного танца. Разбившись на пары мы кружили по залу до начала представления.
У меня сохранилась программка с того спектакля.
2015_04_22_12_50_170001
2015_04_22_12_50_170002
К сожалению, в этом году программок не было и мне не удалось пополнить свою коллекцию. Но я заранее посмотрела на сайте актёрский состав. Конечно же, он изменился. Но Гамлет (Юрий Филатов) всё тот же, как и Горацио (Жалил Садиков) и Марцелл (Сергей Гуревнин), Розенкранц (Владимир Воробьев) и Гильденстерн (Дмитрий Зуев), королева Гертруда (Ольга Щелокова) и тень отца Гамлета (Виталий Филипповых).  Анатолий Матешов, игравший ранее Второго могильщика, теперь превратился в Полония. Да и других персонажей играют знакомые нам по другим спектаклям артисты и я с удовольствием предвкушала начало спектакля.
В этом же году, не было ведущего, никто не учил нас танцевать. Зрители собирались в фойе и украдкой разглядывали друг друга и запертую на засов дверь гардероба.
Внезапно с улицы стремительным шагом вошли могильщики с лопатами и стали тарабанить во все двери. В этот момент не все поняли, что спектакль уже начался, и окликали странных «дворников», рвущихся в театр. Но те молчали. Выбежавшие на стук стражники в масках, закрывавших лица, оттеснили зрителей от двери гардероба, открыли его и потребовали билеты на спектакль. В гардероб стража пропускала, лишь отобрав билет. Двое гардеробщиков обменивали верхнюю одежду на чёрные ветхие накидки. Зрители облачались в балахоны, но осознания, что спектакль уже идёт, всё ещё не было. Понимание прихошло лишь тогда, когда в гардеробе появлился Гамлет, а следом за ним и Горацио, разговаривая друг с другом прямо здесь, в гардеробе, меж расступающихся зрителей…
Весь спектакль происходит в движении и зрители следуют за персонажами трагедии, являясь то безмолвными свидетелями, то придворными при дворе короля Клавдия и королевы Гертруды. Действие происходит всюду – в коридорах театра, в репетиционном зале, в хранилище декораций, на сцене, под сценой… Гамлет стремителен и порывист. Клавдий харизматичен, коварен и жесток. Полоний обходителен и дружелюбен. Гертруда счастлива, обеспокоена, предана… Удивительные преображения обслуживающего персонала в действующих лиц спектакля, неожиданные повороты сюжета, коридоров завораживают и влекут зрителей всё глубже и глубже погружаться в действие пьесы и театра.
Когда все умерли и в живых остался лишь друг Гораций, погас свет и на миг показалось, что на этом всё, мы так и останемся на этом кладбище в кромешной тьме…
Но свет вернулся и перед нами вновь прошли ожившие герои пьесы. Откуда ни возьмись, в руках зрителей появились цветы, скрытые до этого под мрачными балахонами.
Надо сказать, цветы в театре последнее время стали редкостью. И несколько букетов, пронесённые сквозь весь спектакль, через весь театр, были приятным сюрпризом не только для артистов, но и для остальных зрителей.
Сын, правда, выразил недовольство, почему сестра подарила букет Гамлету, а не «той бабушке» - Первому актёру (Раисе Пащенко). «Я уже с первой четверти действа только и ждал её реплик!»
Когда мы уже подъезжали домой, и, как обычно, обсуждали увиденное, я вдруг поняла, что сегодня лишь вторник, хотя после спектакля у меня и детей было полное ощущение пятницы! Это невероятное ощущение удовольствия перед выходными, расслабленности после долгой трудовой недели и удовлетворённости накрыло нас во время пьесы. Как же не хотелось возвращаться в вечер вторника…


Гертруда (Ольга Щелокова) и Клавдий (Николай Ханжаров)

Лаэрт (Вадим Шанаурин) и Офелия (Светлана Лысенкова)


Могильщики (Сергей Беланов и Анатолий Матешов) роют могилу на кладбище (под сценой). Вчера Анатолий Матешов играл Полония.
Репортаж к 500-му юбилейному спектаклю:

Юрий Филатов здесь в костюме Гамлета.

  • 1
Наталья, большое спасибо! Прочла с удовольствием. Надо сходить обязательно!

Галина, этот спектакль стоит посмотреть!
И не один раз. Если до вчерашнего дня у нас в планах было повторить просмотр "Собак-якудза", то теперь в планы занесён и "Гамлет". :)

Огня, Дайте мне огня и фоток! Фоток со спектакля!

С фотографиями сложно... В театре запрещена фото- и видео-съёмка.
Добавила в запись фотографии, размещенные на сайте театра и удалось найти репортаж о 500-м юбилейном спектакле.

nekto

(Anonymous)
на фотографии с Офелией-Артист Вадим Шанаурин

Благодарю за подсказку! Исправила. На фотографии почти не видно лицо Лаэрта, а Вадима Шанаурина в этой роли я не видела.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account