Previous Entry Share Next Entry
Осязаемая история
tomila02
Осязаемая история

Оригинал расположен здесь http://withoutbaggage.com/essays/russia-moscow-history/

Изучение прошлого России в знаменитом МакДональдсе, Московский метрополитен и бункер холодной войны.



Фреска головы русского писателя Достоевского украшает станцию Московского метрополитена «Достоевская».

Это вторая статья серии о жизни, как у местных жителей в России. Начните с первого очерка, чтобы узнать всю эту историю.

МОСКВА, Россия – «В советское время, люди никогда не знали, откуда будет исходить следующая опасность», - рассказывает мне Ольга, пока мы пьём пиво в московском пабе Джонни Грина (ирландское). «В те времена найти надежного русского друга было очень трудно, но, если вы нашли, вы стали бы друзьями на всю жизнь».
Ранее в этот день, я встретил мужа Ольги, Павла - ди-джея на одной из московских эклектичной рок-радиостанции и солиста притягательной русской рок-группы Super Powers - во время еды pirozhkis (тесто, начинённое яйцом) и питья морса (традиционный клюквенный морс) в одном из моих любимых московских кафе, Lavka Bratyev Karavaevih, недалеко от знаменитых Патриарших прудов. Павел представился мне, когда увидел, что я читаю классический русский роман «Мастер и Маргарита», и я сказал ему, что у меня появилась идея поселиться в квартире недалеко от Прудов, потому что одна из ключевых сцен книги происходит в парке неподалёку. После получасового разговора Павел великодушно предложил взять меня вечером выпить со своими друзьями.

«Конечно, многое изменилось, правда?», - спрашиваю я Ольгу. «Я имею в виду, что Павел не испугался заговорить со мной в это утро!»

«Да, люди хотят знакомиться с людьми сейчас», - говорит Ольга. «Они любопытны! Они чувствуют, что могут доверять людям».

Анализ Ольги кажется точным. В конце концов, её муж, Павел, лишь один из многих искренне дружественных россиян, которые подходили во время моего пребывания в Москве, любопытствуя познакомиться со мной. Это освежающая перемена от фальшивки, приукрашенной ультраконкуренцией, надменного отношения, носителями которая нанесена на многих американцев-горожан. Это также пример того, как, в то время как американцы едва помнят свое прошлое, сложная история России всегда ощутима, окутывает куполом русскую жизнь.
«Жизнь была жесткой на протяжении трёх поколений русского народа», - объясняет Павел, между глотками пива. «Мой дед летал в ВВС России во время Второй мировой войны для Америки и России. Мои родители воспитывали нашу семью во время холодной войны и мрачный переход от советской России. Когда я рос в начале 90-х, мы все слушали Майкла Джексона, но еды было не много. Люди присоединялись к бандам, затем становились могущественными, и это одна из причин, почему Россия настолько коррумпирована сегодня. «Когда я слушаю рассказы Павла о взрослении во время бурного постсоветского переходного периода в России, я вспоминаю знаменитые фотографии и видео из 30 000 русских стоящих в очереди протяжённостью больше мили в 1990 году в Москве в первый Макдоналдс на Пушкинской площади. Я понимаю, что, хотя мои друзья в Москве внешне очень похожи на моих друзей в США, внутри, их жизни были очень разными.

На следующий день, когда я иду от моей квартиры на станцию метро Чеховская, я прохожу ресторан Макдональдс, который я игнорировал, по крайней мере, раз 15. На этот раз, однако, знаменитая фотография 90-х с русскими в очереди в Макдональдс материализуется в моей голове, и я понимаю, что я стою перед тем самым историческим рестораном. Открытие этого Макдональдса в стране, бывшей коммунистической более 70 лет, стало переломным пунктом в свободный рыночный капитализм. Я захожу внутрь и стою, с любопытством осматривая его интерьер, так, как я никогда не смотрел на Макдональдс раньше, пялясь на сотни клиентов жующих Биг Маки и поглощающих содовую. Решив нарушить мой принцип никогда не-есть-американский-общепит-заграницей, я подхожу к кассе.

После ухода из ресторана, я спустился под землю, впрыгнул в вагон на серой линии метро, чтобы проделать свой путь до станции Менделеевская. Во время перехода на кольцевую коричневую линию метро, я замечаю уникальные люстры станции: скопления серебряных шаров соединённых между собой яркими неоновыми трубками. Это притягивающие модели атомных соединений и я понимаю, что я стою на одной из станций метро, о которых Марина, мой русский друг - студентка- медик, однажды рассказывала мне, когда мы ехали вместе в метро: станция построена в честь русского химика Дмитрия Менделеева, первооткрывателя периодической таблицы элементов. Когда я сказал Марине, что я ещё не понял очарованность москвичей их транспортной системой, она дала мне список наиболее интересных для посещения станций московского метро.

Уникальные люстры на Менделеевской станции московского метро были разработаны, чтобы выглядеть как модели атомных соединений.

Итак, я решил бесцельно прокатиться на метро, блуждая от станции к станции, чтобы увидеть искусство и архитектуру. Пока я любовался барокко, коринфскими колоннами, арочными желтыми потолками, богато украшенные люстры на Комсомольской станции, я понял, что меня хитростью заманили посетить музей, чего я обычно избегаю, особенно в поездках во время которых я пытаюсь жить как местный житель. Теперь, однако, я путешествовал по наифункциональнейшей в мире выставке искусства и истории, и я понял, что билет Московского метрополитена – более ценен, чем любое метро или билет на метро в мире: он соединяет вместе и транспорт и урок истории искусства. Я размышлял о других крупнейших в мире системах метро - темном и устаревшем Нью-Йоркском метро, супер-организованном, но стерильном Токийском метро, и эффективном, но бездушном Шанхайском метро - и решил, что Московская система, также известная как дворец для народа, посрамила их. Таким, конечно, было намерение Иосифа Сталина: в 1930 году Сталин надеялся догнать Запад и построить метро, которое сможет служить в качестве инструмента пропаганды, иллюстрирующего превосходство коммунизма над капитализмом. (Кстати, он также построил вторую, секретную систему метро, называемую Метро-2, предназначенную только для экстренной эвакуации государственных чиновников. Никто из гражданских не видел её, но министерство обороны США склонно считать, что она действительно существует).

Комсомольская станция московского метро отличается дизайном в стиле барокко, коринфскими колоннами, арочными желтыми потолками, и богатыми люстры.


Бронзовые статуи граждан России стоят на станции московского метро - площадь Революции.

Я по-прежнему бродил от одной станции к другой, любуясь мозаикой запечатлевшей 300-летие России и объединения Украины на Киевской, бронзовыми статуями граждан России, пожинающих плоды революции 1917 года в России на Площади Революции, барельефы, изображающие историю электрической техники на Электрозаводской, и большими, жуткими фресками головы русского писателя Достоевского на Достоевской. Я посетил Лубянку, одно из двух мест, где в 2010 году в московском метро исламистскими чеченскими террористами совершаются теракты-самоубийства, и я даже попробовал найти эфемерные поезда Art Gallery, у которых, моя подруга библиотекарь Даша сказала мне, витражи произведений искусства из русского музея на одной стороне поезда. Но, после безуспешного часового-полуторачасового ожидания поезда, я решил, что, быть может, у меня было бы больше шансов найти секретный вход в Метро-2.

Мемориальные фрески украшают станцию московском метро парка Победы.

Я сел на поезд до станции Таганская, где я обнаружил себя на жилой улице в поисках здания, которое, как я читал, является фальшивой оболочкой, скрывающей вход в подземный бункер сталинской постройки, оставшейся от эпохи холодной войны. Я смущённо плутал, пока не услышал приближение группы людей неприятно громко, на мой взгляд, говорящих по-английски и понял, что они, должно быть, американцы и направляются в тот же бункер, так называемый бункер 42 . Я следую за ними, пока они проходят рядом с невзрачным, желтым зданием и сквозь оливковые зелёные ворота с прикреплённой огромной красной звездой Советского Союза. Во-первых, я ещё не совсем уверен, что попал в нужное место, но после того, как мы спускаемся 18 лестничных пролётов, мы 65 метров (213 футов) под землей, я чувствую большую уверенность, что я нашёл то, что искал, но всё меньше уверен, что этот странный тур был хорошей идеей. Быстро мы нагнали группу из примерно 20 других туристов и Владимира, гида, одетого в камуфляж российской армии и говорящего с сильным русским акцентом.

Бункер 42 находится под невзрачным, желтым зданием рядом с метро Таганская в Москве.

«ЭКСКУРСИЯ НАЧНЁТСЯ ПРЯМО СЕЙЧАС!» - говорит Владимир. «Пройдёмте». Его грамматика английского настолько запутанна и его словарный запас столь ограничен, что я подозреваю, что он намеренно пародирует плохих голливудских русских военных злодеев. Он ведёт группу из китайских туристов, буйных студентов мичиганского Университета и нескольких русских - вниз по туннелям, украшенным страшными, времён холодной войны, плакатами, иллюстрирующими, что надо делать во время ядерной атаки, через огромную защищающую от взрыва дверь в темную комнату с несколькими масштабными моделями ядерных ракет и двумя компьютерами эры 60-х годов, расположенных рядом с картой мира, нанесённой на что-то похожее на кусок стекла, занимающей переднюю часть доски. Он вытягивает двух добровольцев, китайского подростка и парня из студенческого братства мичиганского университета из числа зрителей, усаживает их в кресла перед компьютерами, и свет гаснет. Внезапно раздаётся зловещая музыка и киноэкран наверху демонстрирует радарную карту, показывающую ядерные ракеты, запущенные в США, направляются в Россию!

Туристы смотрят симуляцию ядерной войны в бункере 42 в Москве.

«СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АТАКУЮТ НАС! МЫ ДОЛЖНЫ ОТВЕТИТЬ»,- приказывает Владимир. Я слышу нервный смех и ропот по всей комнате. Мичиганские студенты выглядят встревоженными, как будто они не уверены, не начали ли США действительно войну и им страшно, что, возможно, США отправит их под суд за измену только за вход в бункер 42. Я слегка чувствую себя так, как будто я попал в странный параллельный мир, в котором я русский Мэттью Бродерик в испорченной советской версии «Военных игр». Пока я наблюдаю, Владимир говорит двум добровольцам одновременно повернуть ключи на их станциях запуска и ввести коды запуска. Оба туриста, китайский и американский, подчиняются. На киноэкране над нами, нам показывают монтаж сцен американской жизни: с высоты птичьего полёта кадры Манхэттена, дети в классах и людей делающих покупки. Мы видим запуск ракет из русских стартовых шахт, а затем сцены нарезки из голливудских фильмов атакуемой Америки: полицейские, беспомощно глядящие в небо, испуганные толпы, мечущиеся по городским улицам, автомобили, разрываемые падающими с неба огненными шарами, сотни зданий уничтоженных в одно мгновение, и распадающиеся деревья. Затем экран показывает мглу, застилающую американские центральные равнины и исчезающие в черноте, по-видимому, в американскую ядерную зиму продолжительностью в десятилетия.

В комнате тихо. Никто не знает, как реагировать - за исключением Владимира.

«Следуйте за мной примерять противогазы», - требует он. Мы следуем.

Коммунизм может быть в упадке, Сталин может быть мёртв и холодная война может быть закончена. Но, так или иначе, они живут в Москве.

Читайте третью статью из этой серии о жизни, как у местных жителей в России, в которой я исследую тайны русской души.

  • 1
// «В советское время, люди никогда не знали, откуда будет исходить следующая опасность», - рассказывает мне Ольга //

Это ж какое советское время имеется ввиду? И по сравнению с 90-ми годами?

Сама гадаю...
Удивительных он себе знакомцев притягивает...

Может, проблема неточного понимания? Всё-таки языковая проблема...

Возможно.. Неизвестен уровень английского Ольги, насколько точно она могла передать свою мысль.
Но и судя по возрасту мужа, Ольга советское время не застала и судить может только с чужих слов. А из каких источников она черпает информацию нам тоже неизвестно...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account